Преградить путь нарушениям |
Эта ключевая фраза, не единожды произнесенная во время выездного заседания президиума дорпрофсожа Донецкой магистрали, подытожила рассмотрение вопроса о том, как в Попаснянской территориальной профорганизации реализуется Система общественного контроля за соблюдением законодательства о труде.
Сигнал послан четкий: профкомы структурных подразделений
региона правовую защиту работающих членов профсоюза осуществляют
недостаточно активно, иной раз и того хуже… Одна из причин – на
поверхности: если соблюдение законов о труде проверять от случая к
случаю – можно ли оперативно реагировать на нарушения?! А стоит ли
замалчивать факты незаконных действий администрации, предпринятых с
согласия… профкома? Азбука эффективной работы профсоюзного комитета – в
доскональном знании трудового законодательства, потому другая причина
тоже известна: уровень правовых знаний профактива явно слабоват.
Такие жесткие выводы основаны, прежде всего, на результатах проверок, осуществленных правовыми инспекторами труда Совета профсоюза на Донецкой магистрали и специалистами дорпрофсожа, во время которых и были выявлены многочисленные нарушения, ущемляющие трудовые права железнодорожников.
Реальный «бой» за права и гарантии…
Обидно, когда не в полной мере предоставляются социальные гарантии, предусмотренные законодательством, а также Отраслевым соглашением и коллективными договорами. Например, выявлены такие факты: - не выплачен средний заработок работникам ПМС и станции Попасная за время прохождения ими обязательного медосмотра; - не оплачено локомотивщикам и станционникам время технического обучения; - не выплачена полагающаяся работникам дистанции сигнализации и связи и больницы единовременная материальная помощь в связи с переводом на работу в другую местность; - не сохраняется за работниками ПМС средний заработок в течение двух недель при переводе на другую постоянную, но нижеоплачиваемую работу. Не многовато ли отрицательной частицы «не»? Также выявлены факты незаконных удержаний из заработной платы. К примеру, из зарплаты сторожа вагонного депо Попасная, уволенного по переводу в другое структурное подразделение, удержано 695 грн. за неотработанные 11 дней ежегодного отпуска, что противоречит КЗоТу. Речь, заметим, даже не о десятках гривен… В этом же депо главный инженер в нарушение действующего положения безосновательно был лишен всей «13-й зарплаты» – вознаграждения за результаты работы в 2011 году. Что это – правовой нигилизм?.. Отмечено, что в колдоговорах некоторых структурных подразделений надлежащим образом не урегулированы вопросы оплаты труда. Так, не обеспечено начисление доплаты за работу во вредных и тяжелых условиях труда за фактически отработанное время работникам строительно-монтажного эксплуатационного управления (СМЭУ) и дистанции пути Попасная. В путевой машинной станции при временном переводе железнодорожников на другую работу надбавка за выслугу лет ошибочно начислялась на тарифную ставку по основному месту работы. Из-за ошибок в исчислении среднего заработка нарушаются права работников на получение зарплаты и материальной помощи в полагающихся размерах в таких структурных подразделениях Попаснянского узла, как станция, СМЭУ, дистанции пути и сигнализации и связи, вагонное и локомотивное депо, ПМС и моторвагонном депо Сватово. Также в ПМС железнодорожникам не полностью оплачивается время проезда от постоянного места сбора к месту выполнения работ и обратно, а сватовским путейцам не производилось повышение тарифных ставок до 10 % за работу на открытом воздухе при температуре +30°С и выше. В дистанции сигнализации и связи и вагонном депо нарушается положение о порядке выплаты надбавки за выслугу лет из-за неверного определения продолжительности непрерывного стажа работы на железнодорожном транспорте, а в моторвагонном депо Сватово и СМЭУ Попасная не выплачивается надбавка за классность.
Манипуляции с рабочим временем
Вопросы достоверности учета и оплаты рабочего времени в череде проблем – особо острые. На станции вместо оплаты графиковой переработки сверхнормативные часы исключаются из подсчета путем применения надуманной работы в выходные дни. В СМЭУ устанавливают незаконные перерывы, чтобы искусственно уменьшить количество рабочих часов в графиках сменности – словом, чтобы… не «обогатить» работников! Иной «подход» в дистанции пути: здесь, чтобы не производить оплату сверхурочных часов работы, додумались до того, что незаконно применяли суммированный учет рабочего времени для работников, фактически занятых в условиях пятидневной рабочей недели. Вот так, словно «по мановению волшебной палочки»… А участниками некоторых нарушений, между прочим, оказались… профкомы, смирившиеся с незаконными действиями администрации. Не обеспечивается полная оплата отработанного времени и в других структурных подразделениях. Более того, в депо Попасная, к примеру, в марте 2012-го у локомотивных бригад оказалась недоработка до их месячной нормы от 35 до 55 часов. Подобные нарушения «кричат» о проблемах в организации труда!
Потому что… виновны!
Повсеместно выявлены факты незаконного лишения премии железнодорожников. Другие дисциплинарные взыскания тоже применяются с нарушениями законодательства. Типичным нарушением, вскрытым при проверках, оказалось… отсутствие дисциплинарного проступка и вины работника! Такие факты выявлены в локомотивном депо и дистанции электроснабжения, а также дистанции пути Сватово. А двум вагонникам, к примеру, объявлены выговоры… по истечении шестимесячного срока. Тоже «экономия»? Стоит ли говорить, какое скрытое и явное недовольство вызывает у людей подобная несправедливость…
Ужесточить контроль
Разговор получился принципиальным и нелицеприятным. Президиум рекомендовал руководителям структурных подразделений тщательным образом рассмотреть материалы проверок и обеспечить устранение отмеченных недостатков и нарушений. Цель предельно ясна – обеспечить железнодорожникам в полном объеме права и гарантии. Согласно законодательству и колдоговорам! Также предложено: - провести повсеместно самопроверку правильности записей в трудовых книжках и внести необходимые исправления; - произвести сверку табелей учета рабочего времени с документами первичного учета фактической занятости на работе за пять месяцев т.г.; - произвести полную оплату отработанного времени; - скрупулезно проверить точность расчетов среднего заработка (за пять месяцев 2012-го) и, в случае выявления нарушений, произвести необходимые доплаты. В целях результативности правозащитной работы председателю Попаснянской территориальной профорганизации А.Канзебе президиум дорпрофсожа рекомендовал установить жесткий контроль за устранением выявленных нарушений и принять незамедлительные меры по повышению эффективности работы профкомов первичных организаций.
Тихон ПРИСЯЖНЮК, главный правовой инспектор труда
Совета профсоюза на Донецкой железной дороге |
This e-mail address is being protected from spam bots, you need JavaScript enabled to view it
- З ТЕХНІЧНИХ ПРИЧИН ТИМЧАСОВО НЕ ПРАЦЮЄ!
(загальний відділ – приймальня)
This e-mail address is being protected from spam bots, you need JavaScript enabled to view it
- ДЛЯ ОФІЦІЙНОГО ЛИСТУВАННЯ
(відділ інформації)