Профспілка залізничників і транспортних будівельників України

Преградить путь нарушениям

Эта ключевая фраза, не единожды произнесенная во время выездного заседания президиума дорпрофсожа Донецкой магистрали, подытожила рассмотрение вопроса о том, как в Попаснянской территориальной профорганизации реализуется Система общественного контроля за соблюдением законодательства о труде.

Сигнал послан четкий: профкомы структурных подразделений региона правовую защиту работающих членов профсоюза осуществляют недостаточно активно, иной раз и того хуже… Одна из причин – на поверхности: если соблюдение законов о труде проверять от случая к случаю – можно ли оперативно реагировать на нарушения?! А стоит ли замалчивать факты незаконных действий администрации, предпринятых с согласия… профкома? Азбука эффективной работы профсоюзного комитета – в доскональном знании трудового законодательства, потому другая причина тоже известна: уровень правовых знаний профактива явно слабоват.

Такие жесткие выводы основаны, прежде всего, на результатах проверок, осуществленных правовыми инспекторами труда Совета профсоюза на Донецкой магистрали и специалистами дорпрофсожа, во время которых и были выявлены многочисленные нарушения, ущемляющие трудовые права железнодорожников.

Реальный  «бой» за  права  и  гарантии…

Обидно, когда не в полной мере предоставляются социальные гарантии, предусмотренные законодательством, а также Отраслевым соглашением и коллективными договорами. Например, выявлены такие факты:

- не выплачен средний заработок работникам ПМС и станции Попасная за время прохождения ими обязательного медосмотра;

- не оплачено локомотивщикам и станционникам время технического обучения;

- не выплачена полагающаяся работникам дистанции сигнализации и связи и больницы единовременная материальная помощь в связи с переводом на работу в другую местность;

- не сохраняется за работниками ПМС средний заработок в течение двух недель при переводе на другую постоянную, но нижеоплачиваемую работу.
Не многовато ли отрицательной частицы «не»?

Также выявлены факты незаконных удержаний из заработной платы. К примеру, из зарплаты сторожа вагонного депо Попасная, уволенного по переводу в другое структурное подразделение, удержано 695 грн. за неотработанные 11 дней ежегодного отпуска, что противоречит КЗоТу. Речь, заметим, даже не о десятках гривен… В этом же депо главный инженер в нарушение действующего положения безосновательно был лишен всей «13-й зарплаты» – вознаграждения за результаты работы в 2011 году.

Что это – правовой нигилизм?..

Отмечено, что в колдоговорах некоторых структурных подразделений надлежащим образом не урегулированы вопросы оплаты труда.

Так, не обеспечено начисление доплаты за работу во вредных и тяжелых условиях труда за фактически отработанное время работникам строительно-монтажного эксплуатационного управления (СМЭУ) и дистанции пути Попасная. В путевой машинной станции при временном переводе железнодорожников на другую работу надбавка за выслугу лет ошибочно начислялась на тарифную ставку по основному месту работы.

Из-за ошибок в исчислении среднего заработка нарушаются права работников на получение зарплаты и материальной помощи в полагающихся размерах в таких структурных подразделениях Попаснянского узла, как станция, СМЭУ, дистанции пути и сигнализации и связи, вагонное и локомотивное депо, ПМС и моторвагонном депо Сватово.

Также в ПМС железнодорожникам не полностью оплачивается время проезда от постоянного места сбора к месту выполнения работ и обратно, а сватовским путейцам не производилось повышение тарифных ставок до 10 % за работу на открытом воздухе при температуре +30°С и выше.

В дистанции сигнализации и связи и вагонном депо нарушается положение о порядке выплаты надбавки за выслугу лет из-за неверного определения продолжительности непрерывного стажа работы на железнодорожном транспорте, а в моторвагонном депо Сватово и СМЭУ Попасная не выплачивается надбавка за классность.

Манипуляции с  рабочим  временем

Вопросы достоверности учета и оплаты рабочего времени в череде проблем – особо острые.

На станции вместо оплаты графиковой переработки сверхнормативные часы исключаются из подсчета путем применения надуманной работы в выходные дни.

В СМЭУ устанавливают незаконные перерывы, чтобы искусственно уменьшить количество рабочих часов в графиках сменности – словом, чтобы… не «обогатить» работников!

Иной «подход» в дистанции пути: здесь, чтобы не производить оплату сверхурочных часов работы, додумались до того, что незаконно применяли суммированный учет рабочего времени для работников, фактически занятых в условиях пятидневной рабочей недели.

Вот так, словно «по мановению волшебной палочки»…

А участниками некоторых нарушений, между прочим, оказались… профкомы, смирившиеся с незаконными действиями администрации.

Не обеспечивается полная оплата отработанного времени и в других структурных подразделениях. Более того, в депо Попасная, к примеру, в марте 2012-го у локомотивных бригад оказалась недоработка до их месячной нормы от 35 до 55 часов. Подобные нарушения «кричат» о проблемах в организации труда!

Потому  что…  виновны!

Повсеместно выявлены факты незаконного лишения премии железнодорожников. Другие дисциплинарные взыскания тоже применяются с нарушениями законодательства.

Типичным нарушением, вскрытым при проверках, оказалось… отсутствие дисциплинарного проступка и вины работника! Такие факты выявлены в локомотивном депо и дистанции электроснабжения, а также дистанции пути Сватово. А  двум вагонникам, к примеру, объявлены выговоры… по истечении шестимесячного срока.

Тоже «экономия»? Стоит ли говорить, какое скрытое и явное недовольство вызывает у людей подобная несправедливость…

Ужесточить  контроль

Разговор получился принципиальным и нелицеприятным.

Президиум рекомендовал руководителям структурных подразделений тщательным образом рассмотреть материалы проверок и обеспечить устранение отмеченных недостатков и нарушений. Цель предельно ясна – обеспечить железнодорожникам в полном объеме права и гарантии. Согласно законодательству и колдоговорам!

Также предложено:

- провести повсеместно самопроверку правильности записей в трудовых книжках и внести необходимые исправления;

- произвести сверку табелей учета рабочего времени с документами первичного учета фактической занятости на работе за пять месяцев т.г.;

- произвести полную оплату отработанного времени;

- скрупулезно проверить точность расчетов среднего заработка (за пять месяцев 2012-го) и, в случае выявления нарушений, произвести необходимые доплаты.

В целях результативности правозащитной работы председателю Попаснянской территориальной профорганизации А.Канзебе президиум дорпрофсожа рекомендовал установить жесткий контроль за устранением выявленных нарушений и принять незамедлительные меры по повышению эффективности работы профкомов первичных организаций.

Тихон ПРИСЯЖНЮК, главный правовой инспектор труда
Совета профсоюза на Донецкой железной дороге
 

Зворотній зв'язок

Питання-Відповідь 
   Форум профспілки  

Опитування

Який розділ вас цікавить?

Наш перший сайт

 

Головна Контакти Пошук

Фотогалерея


Засідання профсекції працівників господарства приміських пасажирських перевезень 15.06.2017р

Електронний профспілковий квиток

VISA_profkvytok.jpg
  

Zalp.org.ua  :Головна >> Напрямки діяльності >> Інформаційна діяльність >> Новини профорганізацій >> Преградить путь нарушениям
Контакти:
03049 м. Київ, Повітрофлотський пр-т, 15 А
тел. (044) 465-00-80; тел/факс(044) 465-00-78