Профспілка залізничників і транспортних будівельників України

Преградить путь нарушениям

Эта ключевая фраза, не единожды произнесенная во время выездного заседания президиума дорпрофсожа Донецкой магистрали, подытожила рассмотрение вопроса о том, как в Попаснянской территориальной профорганизации реализуется Система общественного контроля за соблюдением законодательства о труде.

Сигнал послан четкий: профкомы структурных подразделений региона правовую защиту работающих членов профсоюза осуществляют недостаточно активно, иной раз и того хуже… Одна из причин – на поверхности: если соблюдение законов о труде проверять от случая к случаю – можно ли оперативно реагировать на нарушения?! А стоит ли замалчивать факты незаконных действий администрации, предпринятых с согласия… профкома? Азбука эффективной работы профсоюзного комитета – в доскональном знании трудового законодательства, потому другая причина тоже известна: уровень правовых знаний профактива явно слабоват.

Такие жесткие выводы основаны, прежде всего, на результатах проверок, осуществленных правовыми инспекторами труда Совета профсоюза на Донецкой магистрали и специалистами дорпрофсожа, во время которых и были выявлены многочисленные нарушения, ущемляющие трудовые права железнодорожников.

Реальный  «бой» за  права  и  гарантии…

Обидно, когда не в полной мере предоставляются социальные гарантии, предусмотренные законодательством, а также Отраслевым соглашением и коллективными договорами. Например, выявлены такие факты:

- не выплачен средний заработок работникам ПМС и станции Попасная за время прохождения ими обязательного медосмотра;

- не оплачено локомотивщикам и станционникам время технического обучения;

- не выплачена полагающаяся работникам дистанции сигнализации и связи и больницы единовременная материальная помощь в связи с переводом на работу в другую местность;

- не сохраняется за работниками ПМС средний заработок в течение двух недель при переводе на другую постоянную, но нижеоплачиваемую работу.
Не многовато ли отрицательной частицы «не»?

Также выявлены факты незаконных удержаний из заработной платы. К примеру, из зарплаты сторожа вагонного депо Попасная, уволенного по переводу в другое структурное подразделение, удержано 695 грн. за неотработанные 11 дней ежегодного отпуска, что противоречит КЗоТу. Речь, заметим, даже не о десятках гривен… В этом же депо главный инженер в нарушение действующего положения безосновательно был лишен всей «13-й зарплаты» – вознаграждения за результаты работы в 2011 году.

Что это – правовой нигилизм?..

Отмечено, что в колдоговорах некоторых структурных подразделений надлежащим образом не урегулированы вопросы оплаты труда.

Так, не обеспечено начисление доплаты за работу во вредных и тяжелых условиях труда за фактически отработанное время работникам строительно-монтажного эксплуатационного управления (СМЭУ) и дистанции пути Попасная. В путевой машинной станции при временном переводе железнодорожников на другую работу надбавка за выслугу лет ошибочно начислялась на тарифную ставку по основному месту работы.

Из-за ошибок в исчислении среднего заработка нарушаются права работников на получение зарплаты и материальной помощи в полагающихся размерах в таких структурных подразделениях Попаснянского узла, как станция, СМЭУ, дистанции пути и сигнализации и связи, вагонное и локомотивное депо, ПМС и моторвагонном депо Сватово.

Также в ПМС железнодорожникам не полностью оплачивается время проезда от постоянного места сбора к месту выполнения работ и обратно, а сватовским путейцам не производилось повышение тарифных ставок до 10 % за работу на открытом воздухе при температуре +30°С и выше.

В дистанции сигнализации и связи и вагонном депо нарушается положение о порядке выплаты надбавки за выслугу лет из-за неверного определения продолжительности непрерывного стажа работы на железнодорожном транспорте, а в моторвагонном депо Сватово и СМЭУ Попасная не выплачивается надбавка за классность.

Манипуляции с  рабочим  временем

Вопросы достоверности учета и оплаты рабочего времени в череде проблем – особо острые.

На станции вместо оплаты графиковой переработки сверхнормативные часы исключаются из подсчета путем применения надуманной работы в выходные дни.

В СМЭУ устанавливают незаконные перерывы, чтобы искусственно уменьшить количество рабочих часов в графиках сменности – словом, чтобы… не «обогатить» работников!

Иной «подход» в дистанции пути: здесь, чтобы не производить оплату сверхурочных часов работы, додумались до того, что незаконно применяли суммированный учет рабочего времени для работников, фактически занятых в условиях пятидневной рабочей недели.

Вот так, словно «по мановению волшебной палочки»…

А участниками некоторых нарушений, между прочим, оказались… профкомы, смирившиеся с незаконными действиями администрации.

Не обеспечивается полная оплата отработанного времени и в других структурных подразделениях. Более того, в депо Попасная, к примеру, в марте 2012-го у локомотивных бригад оказалась недоработка до их месячной нормы от 35 до 55 часов. Подобные нарушения «кричат» о проблемах в организации труда!

Потому  что…  виновны!

Повсеместно выявлены факты незаконного лишения премии железнодорожников. Другие дисциплинарные взыскания тоже применяются с нарушениями законодательства.

Типичным нарушением, вскрытым при проверках, оказалось… отсутствие дисциплинарного проступка и вины работника! Такие факты выявлены в локомотивном депо и дистанции электроснабжения, а также дистанции пути Сватово. А  двум вагонникам, к примеру, объявлены выговоры… по истечении шестимесячного срока.

Тоже «экономия»? Стоит ли говорить, какое скрытое и явное недовольство вызывает у людей подобная несправедливость…

Ужесточить  контроль

Разговор получился принципиальным и нелицеприятным.

Президиум рекомендовал руководителям структурных подразделений тщательным образом рассмотреть материалы проверок и обеспечить устранение отмеченных недостатков и нарушений. Цель предельно ясна – обеспечить железнодорожникам в полном объеме права и гарантии. Согласно законодательству и колдоговорам!

Также предложено:

- провести повсеместно самопроверку правильности записей в трудовых книжках и внести необходимые исправления;

- произвести сверку табелей учета рабочего времени с документами первичного учета фактической занятости на работе за пять месяцев т.г.;

- произвести полную оплату отработанного времени;

- скрупулезно проверить точность расчетов среднего заработка (за пять месяцев 2012-го) и, в случае выявления нарушений, произвести необходимые доплаты.

В целях результативности правозащитной работы председателю Попаснянской территориальной профорганизации А.Канзебе президиум дорпрофсожа рекомендовал установить жесткий контроль за устранением выявленных нарушений и принять незамедлительные меры по повышению эффективности работы профкомов первичных организаций.

Тихон ПРИСЯЖНЮК, главный правовой инспектор труда
Совета профсоюза на Донецкой железной дороге
 
 

Зворотній зв'язок


   Форум профспілки  
 
 

Опитування

Який розділ вас цікавить?

Лічильник



Головна Контакти Пошук

Фотогалерея


Розширене засідання професійної секції працівників вагонного господарства (15.07.2020)

Електронний профспілковий квиток

 

VISA_profkvytok.jpg

 

banner_vuso.jpg 

Zalp.org.ua  :Головна >> Напрямки діяльності >> Інформаційна діяльність >> Новини профорганізацій >> Преградить путь нарушениям
Контакти:
03049 м. Київ, Повітрофлотський пр-т, 15 А
тел/факс(044) 465-00-79