Так, в дистанциях выявлены многочисленные случаи несоблюдения нормы колдоговора, которая предполагает оплату труда квалифицированных работников и специалистов, привлекаемых без освобождения от основной работы для производственного обучения или руководства практикой студентов учебных заведений.
Машинистам автомотрис оплата за работу в тяжелых и вредных условиях труда начисляется не за все отработанное время, а только за так называемые «моточасы». Тем самым фактически игнорируются результаты аттестации рабочего места машиниста и совместное разъяснение Укрзализныци и Совета профсоюза от 5.06.2013 г., № ЦЗ-1-10/76 «Об установлении доплаты работникам за работу в тяжелых и вредных условиях труда».
Во всех дистанциях применяется практика сопровождения машиниста автомотрисы другим работником, хотя ни такая профессия, ни должность «сопровождающий» не установлены Государственным классификатором профессий, отраслевыми нормативными документами, типовым штатным расписанием. Таким образом, электромонтеры, электромеханики, начальники районов выполняют обязанности, не предусмотренные трудовым договором, с отвлечением от исполнения основных функций. Оплата труда этих работников производится по основному месту работы. Более того, выявлены случаи, когда учет рабочего времени и оплата труда осуществляются не за фактическое время работы «сопровождающего» на протяжении 12-часовой рабочей смены, а только за 8 часов, либо такая работа вообще не учитывается.
Выявлены случаи, когда в табелях учета рабочего времени машинистов автомотрис и водителей автотранспортных средств продолжительность рабочей смены указывалась значительно меньше времени фактической работы, зафиксированного в маршрутных и путевых листах. Оплата труда за время командировки также производится только за нормативную продолжительность рабочего дня. Выявлены случаи, когда водителям не начисляется надбавка за классность за все фактически отработанное время.
Отрицательно красноречивый факт: повсеместно руководители привлекаются к дежурству в выходные и праздничные дни – без оплаты или предоставления другого дня отдыха.
В нарушение приказа Укрзализныци от 24.03.2011 г., № 098-Ц оплата производится не за все время следования к месту выполнения работ и в обратном направлении, а только за время непосредственной поездки железнодорожным транспортом, к тому же – не всем категориям работников.
Во всех дистанциях, кроме Одесской, надбавка за высокое профессиональное мастерство никому из работников не установлена.
Выявлены также отдельные нарушения при расчете среднемесячного заработка, начислении «отпускных», привлечении работников к дисциплинарной ответственности, введении существенных изменений условий труда, направлении работников по производственной необходимости для выполнения работ в другую местность и др.
Итог неутешителен: подобное отношение к железнодорожникам вряд ли повышает мотивацию их труда. Так не пора ли работодателю ответственнее подойти к соблюдению законов?!
А ведь многие нарушения можно было бы не допустить изначально, если бы администрация соблюдала трудовое законодательство, а выборные органы первичек уделяли больше внимания качеству общественного контроля, не ограничиваясь, как это зачастую бывает, рассмотрением вопросов о разрешении на работу в выходной день.
Президиум выявленные нарушения без внимания не оставил, обязав руководство службы и структурных подразделений устранить их до 1 ноября т. г.
Председателям территориальных профорганизаций и первичек рекомендовано усилить контроль за соблюдением трудового законодательства и выполнением обязательств колдоговора дороги.
Александр МАНАХОВ,
заведующий отделом социально-экономических отношений Одесского дорпрофсожа,
Наталья РАКОВИЧ,
главный правовой инспектор труда Совета профсоюза на Одесской железной дороге