В таких «условиях» выдержит не каждый

Нельзя сказать, что проводник – профессия исключительно «женская», но тем не менее в нашем вагонном депо Луганск, к примеру, 530 женщин-проводников, причем часто им приходится работать в таких условиях, что и не каждый мужчина выдержит.
Износ пассажирских вагонов составляет почти 90 %. Зачастую в них не работают системы водоснабжения, отопления, проваливаются полы и ступеньки… В настоящее время наше депо ремонт вагонов не производит, и найти виновных за такое неудовлетворительное состояние подвижного состава трудно, вот и становится «крайним»… проводник. Сколько нареканий от пассажиров приходится выслушивать на холод или жару в вагоне, отсутствие воды или течь, скрип дверей, заклинившее окно… А вот самим проводникам обратиться некуда, ведь в вагонном депо Луганск уже длительное время нет постоянного первого руководителя, и потому многие производственные вопросы остаются нерешенными. Например, до сих пор наши работницы мучаются с сырыми дровами: в депо они хранятся под открытым небом, потому и не горят при попытках растопить котел в вагоне. И если пассажиры проводят в таких условиях меньше суток, то проводники колесят с одними и теми же проблемами из рейса в рейс.
То, что испытывают на себе пассажиры, далеко не единственная проблема железнодорожников. Так, до сих пор не решен вопрос с аттестацией рабочего места проводника. В пути следования он подвергается воздействию шума, вибрации, дышит загазованным воздухом рабочей зоны от продуктов горения угля, убирает туалеты, пересекает радиационные зоны, подвергнут эмоциональным нагрузкам, работая с возмущенными пассажирами. Казалось бы, куда еще больше вредных факторов условий труда? Но парадокс налицо: ведь согласно приказу МОЗ Украины проводник обязан проходить медкомиссию в связи с работой во вредных условиях труда, но вот почему-то за эти самые условия ему не предоставляются никакие дополнительные льготы…

Кому колдоговор не писан?

Да что там льготы – в нашем депо не выполняются требования колдоговора по организации горячего питания проводников во время следования: работники в пути питаются всухомятку и как следствие – многие страдают хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Например, в составе, следующем по самому трудному и продолжительному рейсу Луганск–Львов, нет вагона-ресторана.
Не созданы надлежащие бытовые условия и в производственных помещениях резерва проводников: не оборудована комната гигиены женщины, нет шкафчиков для хранения спецодежды и личной одежды. А хотелось бы еще, чтоб и парикмахерская была…
С одной стороны, не делается ничего для создания нормальных условий труда, а, с другой, руководство Главного управления пассажирского хозяйства Укрзализныци постоянно пытается ввести новые нормы обслуживания. А ведь и так при увеличении пассажиропотока по причине недоукомплектованности штата проводникам приходится работать сутками за невысокую зарплату. Нет, они, как ни странно, не ропщут, потому как и такую возможность заработать почитают за счастье. Не решен также вопрос по учету и оплате часов работы проводников во время таможенного досмотра: проводники лишены положенных часов отдыха, но никакой дополнительной оплаты не получают.

Расходы… на обязанности

А доплата была бы далеко не лишней, тем более что часть кровно заработанного проводники тратят… на приобретение форменной одежды. Качество выданной формы нельзя назвать даже нормальным: после первой же стирки на нее, как говорится, без слез не взглянешь, а уж если проводник наденет зимний комплект, то пассажир точно не поймет, кто же встречает его у вагона…
Отдельная статья расходов – выполнение плана реализации газет и сопутствующих товаров, многие из которых не пользуются популярностью у пассажиров. Ведь ни для кого не секрет, что разницу работники выкладывают из собственного кармана, складируя после каждой поездки непроданные, к примеру, пакетики чая или газеты.
На выполнение этих дополнительных обязанностей уходит порой все время проводника, не говоря уже об эмоциональных затратах, а то, что его работа связана с обеспечением безопасности, отходит на второй план и для руководства, и для проверяющих, которые, извините, «толпами» ходят по вагонам.

Алина СТЕПАНОВА,
председатель цеховой профорганизации резерва проводников вагонного депо Луганск