Эта норма Устава дополнялась и совершенствовалась, в дальнейшем была утверждена на V съезде профсоюза 14 декабря 2006 года и VI съезде 15 декабря 2011 года. Все изменения и дополнения к Уставу, принятые на V съезде, были зарегистрированы в соответствующем департаменте Министерства юстиции Украины, а редакция Устава, принятого VI съездом профсоюза, – в Государственной регистрационной службе Украины.
Требования определили два основных критерия: образование и стаж работы в профсоюзных органах. Причем, чем выше уровень профоргана, тем выше требования к кандидатам на должность председателя профорганизации.

На должность председателя первичной профсоюзной организации может быть избран член профсоюза, имеющий высшее или средне-специальное образование и опыт работы на общественных началах в профсоюзе железнодорожников и транспортных строителей Украины не менее одного года, или из числа тех, кто находится в резерве кадров не менее 1 года. Причем к опыту работы кандидата в председатели первичной организации выдвигаются вовсе незначительные требования – работа в составе профкома, цехкома, постоянной комиссии профкома, молодежном совете и т. п.

Эти, казалось бы, незначительные критерии участия в профсоюзной жизни позволили серьезным образом улучшить подбор профсоюзных кадров — избирать председателей из числа профактивистов, положительно зарекомендовавших себя в работе в профорганизации. И это, в свою очередь, позволяло им после избрания без дополнительной адаптации сразу включаться в работу.

Более жесткие требования к стажу работы в органах профсоюза предъявляются к кандидатам на должности председателей (и их замов) объединенных, территориальных, дорожных профорганизаций, Совета профсоюза – соответственно, два, три, пять и пять лет.

Считаю, что это вполне понятно и закономерно, так как указанные организации представляют собой крупные, разветвленные структуры, имеющие подразделения разной формы собственности, социальную сферу: культурные, спортивные, оздоровительные, медицинские и др. учреждения. А это налагает на председателя выборного органа широкий круг обязанностей, необходимость принятия разноплановых, сложных индивидуальных и коллегиальных решений.

Так что накопленный ими предыдущий опыт работы в профсоюзе будет чрезвычайно необходимым и полезным для работы на новом, более высоком уровне.

Относительно уровня образования кандидатов в профсоюзные лидеры, то позиция профсоюза состоит в том, чтобы высшее образование преобладало везде, так как председателю выборного органа предстоит взаимодействовать с работодателем, специалистами разного профиля, имеющими, конечно же, высшее образование.

Тезис «А мы университетов не заканчивали» – не для ХХI века.

Поэтому для того, чтобы вести социальный диалог с паритетным хозяйственным и вышестоящим органами на должном уровне, профсоюзному работнику необходимо иметь высшее образование (бакалавр, специалист, магистр).

Нормы устава, которые мы сейчас обсуждаем и комментируем, прошли через горнило двух отчетно-выборных кампаний, в профсоюзе наработана практика их применения.

Несмотря на это, то и дело возникают вопросы, часто и со стороны работодателей, а также некоторых профлидеров и членов профсоюза, что требования п. 6.7 Устава не демократичны и противоречат его же п. 4.2.2, где идет речь о праве члена профсоюза:  «вибирати і бути обраними в профспілкові органи, делегатом на профспілкові конференції і з’їзди, висувати кандидатури, в тому числі і свою, для обрання в профспілкові органи та їх керівництво», а также нарушают Конституцию Украины и не обязательны для выполнения.

Давайте рассмотрим эту ситуацию, и, как говорится, «отделим зерна от плевел».

Ст. 36 Конституции Украины гласит, что «громадяни мають право на участь у професійних спілках з метою захисту своїх трудових і соціально-економічних прав і інтересів. Професійні спілки є громадськими організаціями, що об’єднують громадян, пов’язаних спільними інтересами за родом їх професійної діяльності. Професійні спілки утворюються без попереднього дозволу на основі вільного вибору їх членів»… Как видим, Конституция Украины никаким образом, ни одним словом не регулирует вопросы избрания в профсоюзные органы.

Наряду с этим, ст. 38 Конституции Украины гласит: «Громадяни мають право брати участь в управлінні державними справами, у всеукраїнському та місцевих референдумах, вільно обирати і бути обраними до органів державної влади та органів місцевого самоврядування.

Громадяни користуються рівним правом доступу до державної служби, а також до служби в органах місцевого самоврядування».

Как видно из этой статьи, Конституция гарантирует право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, а не в органы общественных организаций.

Таким образом, право быть избранным в профсоюзные органы, председателем профсоюзной организации не является конституционным правом граждан.
А как же регулируются эти вопросы? Исключительно законами Украины и Уставом профсоюза.

Еще раз воспользуемся Конституцией Украины, где ст. 92 определено, что «Виключно законами України визначаються:

11). Засади утворення і діяльності політичних партій, інших об’єднань громадян, засобів масової інформації».

Профсоюзы, их организации являются «громадськими об’єднаннями» и их деятельность регулируется Законом Украины «Про громадські об’єднання».

Однако, учитывая организационно-правовую форму, массовость и место профсоюзов в обществе, принят специальный Закон Украины «Про професійні спілки, їх права та гарантії діяльності», который определяет особенности правового регулирования, принципы создания, права и гарантии деятельности.

Этот Закон в ст. 14 гласит: «Профспілки діють відповідно до законодавства та своїх статутів.
Статут (положення) профспілки повинен містити:
6). Організаційну структуру профспілки, повноваження її організацій, виборних органів, порядок формування їх складу».

Всего Законом предусматривается 12 обязательных положений Устава, кроме того, «у Статуті профспілки можуть бути передбачені і інші положення, що стосуються особливостей створення та функціонування певної профспілки, якщо це не суперечить цьому Закону».

То есть Закон дает право профсоюзам самостоятельно устанавливать полномочия и порядок формирования выборных органов.

Таким образом, еще раз подчеркну логику нашей правовой аргументации.

Конституция Украины отсылает нас по данному вопросу к законам Украины.

Закон Украины «Про професійні спілки, їх права та гарантії діяльності» говорит о том, что профсоюзы действуют в соответствии с законодательством и Уставом, и определяет критерии для этих уставов.

Устав профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Украины зарегистрирован в установленном порядке, полностью соответствует законодательству, неоднократно проходил правовую экспертизу в Министерстве юстиции как при первичной регистрации, так и при внесении изменений и дополнений в него.

Так что нужно оставить бесплодные разговоры о неконституционности Устава профсоюза и его нормы п. 6.7.1, в том числе и подпункта 6) «члена профспілки, який досяг офіційно встановленого пенсійного віку за загальнообов’язковим державним пенсійним страхуванням, не може бути обрано на посади голів профспілкових організацій всіх рівнів вперше та не може бути призначено профспілковим представником вперше».

При этом следует иметь в виду, что в профсоюзах многих стран существует уставная норма (преимущественно этическая), предусматривающая окончание полномочий профсоюзного лидера в связи с достижением пенсионного возраста.

Как видите, нашим профсоюзом сделаны первые шаги в этом направлении, мы и дальше будем продвигаться по мере совершенствования пенсионного законодательства, развития негосударственного пенсионного обеспечения, становления молодежного движения и реализации действенного резерва кадров.

Кроме правового обоснования, следует также учитывать сложившуюся в Украине практику решения этих и аналогичных вопросов.

Например, согласно ст. 43 Конституции Украины, каждый имеет право на труд. Однако занять определенную должность можно лишь в соответствии с образованием, квалификацией, опытом работы.

Трудно себе представить, что составитель поездов с высшим образованием без прохождения по соответствующей должностной лестнице может сразу стать начальником дирекции железнодорожных перевозок. Или машинист локомотива, также с высшим образованием, сразу же займет должность начальника локомотивной службы…

Мы уже цитировали ст. 38 Конституции о равном доступе к государственной службе. На самом же деле на практике все министерства и многие другие ведомства объявляют конкурс на замещение вакантных должностей, при этом указывают необходимые требования к образованию, стажу работы в данной или аналогичной должности, возрасту. Никто по этому поводу не возмущается, не кивает на ст. 38 Конституции.

Такая же система критериев к кандидатам в председатели определена в Уставе и нашего профсоюза.

Избрание на руководящие профсоюзные должности лиц, имеющих определенный для каждого случая стаж профсоюзной работы, исключает избрание «революционных матросов» в наше время, лиц, не прошедших проверку на принципиальность при проведении переговоров по коллективным договорам, соблюдению трудового законодательства и т. д.

Кроме того, эта норма Устава сводит на нет административный ресурс работодателя, открывает дорогу молодежи.

Очень важно, чтобы это поняли все: и профработники, и работодатели. Практика прошлых лет показывает, что попытка администрации внедрить на должность председателя профорганизации кандидата, не соответствующего нормам Устава, терпит фиаско, а в случае избрания он становится, как правило, формальным лидером, не имеющим поддержки членов профсоюза, опоры трудового коллектива.

В трудную минуту такой председатель не защитит ни работодателя, ни интересы подразделения, ни членов профсоюза.

Надо сказать, что Устав профсоюза, Инструкция о проведении отчетов и выборов в профсоюзе очень демократичны и предусматривают право членов профсоюза быть избранными в профорганы, выдвигать свою кандидатуру для избрания председателем профорганизации с учетом п. 6.7 Устава.

Известно, что, избирая членов выборного органа, председателей профорганизаций, участники собрания, делегаты конференции обсуждают все выдвинутые кандидатуры и имеют право аргументированного их отвода, даже тех, которые соответствуют требованиям Устава. То есть кандидат на должность председателя профорганизации должен взвесить, «вписывается» ли он в нормы Устава, если нет – снимать свою кандидатуру самостоятельно или ожидать, когда ее отведут участники собрания или конференции. Последний вариант очень болезненно воспринимается — отвод кандидатуры бьет по их самолюбию и авторитету, следовательно, этого следует избегать.

Как видите, право избираться есть у всех членов профсоюза, но если их кандидатуры не соответствуют требованиям Устава, то они не включаются в списки для голосования в результате отвода.

На наш взгляд, мы достаточно аргументировали нововведения в Уставе и практику применения, но куда важнее отходить от стереотипов, в повседневной деятельности избирать достойных лидеров.

Новое – не синоним худшего.

Михаил СИНЧАК,
первый заместитель Председателя профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Украины