Отмечено, что соблюдаются гарантии колдоговора в вопросах оплаты труда – производятся доплаты за совмещение профессий (за исключением отдельных структурных подразделений), работу во вредных условиях, выслугу лет, оплата за работу в выходной день, прохождение обязательных медосмотров, техническое обучение и другие.
Вместе с тем выявлены серьезные нарушения, для устранения которых руководству дороги, служб и структурных подразделений направлялись письма и представления.
Так, во всех проверенных структурных подразделениях не соблюдается Закон Украины «Об отпусках»: не всегда придерживаются графиков отпусков, не везде зарплата за время отпуска выплачивается в предусмотренные сроки. В Одесской дирекции железнодорожных перевозок не всем молодым специалистам, принятым на работу после окончания ВУЗов, первый ежегодный отпуск предоставлялся после шести месяцев работы, как предусмотрено законом. Есть задолженность по ежегодным отпускам в пассажирском вагонном депо Одесса-Главная. В отдельных структурных подразделениях службы сигнализации и связи вместо выплаты работнику в полном объеме отпускных и материальной помощи на оздоровление за три дня до ухода в отпуск авансируется лишь часть полагающейся суммы, да и то не всегда.
Иногда с нарушением законодательства издаются приказы о привлечении работников к дисциплинарной ответственности: в них не отражается вина работника, не указываются даты совершения нарушений, не соблюдаются сроки привлечения к дисциплинарной ответственности и т. д.
На особом контроле дорпрофсожа – вопросы организации труда и соблюдения режима работы и отдыха железнодорожников ведущих профессий.
В отдельных структурных подразделениях железнодорожники выполняют работы, не обусловленные трудовым договором, без их согласия. Например, по приказу начальника Одесской дирекции работники направляются с одной станции на другую, на работу в другую местность с формулировкой «производственная необходимость». Командировка при этом не оформляется и согласие у работника никто не спрашивает.
В некоторых дистанциях путейцы в свой выходной день привлекаются для выполнения работ, которые не носят исключительный характер и могут быть выполнены в рабочее время.
Не производится доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника в Одесской дистанции электроснабжения, Помошнянской дистанции пути и др.
Есть случаи невыплаты единовременной материальной помощи при приеме на работу молодых специалистов, направленных на работу не по месту жительства родителей в Одесской дирекции железнодорожных перевозок, локомотивном депо Котовск и др.
К сожалению, это не единичные нарушения, которые допускаются в структурных подразделениях дороги. Потому и цифры, как результат реальной защиты трудовых прав членов профсоюза, говорят сами за себя.
Железнодорожникам Одесской магистрали возвращено более 300 тыс. грн. Отменено 45 незаконных приказов, восстановлены на работе два работника, уволенные с нарушением норм трудового законодательства. Защищены трудовые права более 600 членов профсоюза
Светлана ШПИЛЕВАЯ, главный правовой инспектор труда
Совета профсоюза на Одесской железной дороге
Газета “Вісник профспілки” №19(606)* 12 жовтня 2012 р.