На всех уровнях, заверил присутствующих начальник службы электроснабжения Одесской магистрали А.Сажин, выполнение требований законодательства по охране труда проводится на постоянной основе. Разработаны инструкции по основным профессиям и видам работ. Реализуются тематические обучающие программы, стажировки причастных работников. Руководители структурных подразделений и специалисты по охране труда прошли специальное обучение, завершившееся проверкой знаний. В установленные сроки проведена аттестация рабочих мест железнодорожников, занятых во вредных и тяжелых условиях труда.
Действительно, службой и подчиняющимися ей структурными подразделениями немало сделано по выполнению “Комплексных мероприятий по достижению установленных нормативов безопасности труда, гигиены труда и производственной среды, повышения существующего уровня охраны труда, предупреждения случаев производственного травматизма, профзаболеваний и аварий”. Если, к примеру, в прошлом году на их реализацию затрачено 4,9 млн грн. (выполнение составило 107 %), то в первом полугодии 2013-го цифра освоенных средств оказалась более чем в полтора раза выше запланированной.
Отмечено, что много полезного сделано по приведению кабинетов охраны труда к требованиям соответствующего Положения. Все они оснащены мебелью, компьютерами, орг- и видеотехникой, стендами, плакатами, литературой, видеофильмами, что поспособствовало созданию современной учебной базы и, следовательно, сказалось на качестве проводимых инструктажей и обучении в целом.
Вместе с тем, предпринятые меры не позволили решить некоторые острые проблемы, обнажив, в частности, явно все еще недостаточно эффективную профилактическую работу по предупреждению производственного травматизма: в 2012-м был допущен его рост (произошло два несчастных случая и один из них – со смертельным исходом). Основная причина – в безответственном отношении руководителей работ к созданию безопасных условий труда, отсутствии с их стороны должного контроля при организации и производстве работ по устранению повреждений на линиях электропередач.
Анализ показал, что в некоторых дистанциях электроснабжения допускаются нарушения при проведении обучения, стажировки и инструктажей, осуществлении оперативного контроля за состоянием охраны труда. Например, в мастерских Одесской дистанции 2-я ступень оперативного контроля не проводилась с апреля прошлого года. И это вовсе не мелочь. Впрочем, как и то, что не пересмотрен ряд инструкций по охране труда в Одесской, Знаменской, Долинской дистанциях.
При проверках установлено, что во всех структурных подразделениях эксплуатация грузоподъемных механизмов и грузозахватных приспособлений, станочного оборудования, сосудов, работающих под давлением, электрогазосварочного оборудования и ручного электрифицированного инструмента производится с нарушением норм и правил охраны труда.
Нередко нарушаются требования ст. 8 Закона Украины “Об охране труда” и пункта коллективного договора дороги, касающихся обеспечения работников спецодеждой, спецобувью, мылом и другими средствами индивидуальной защиты.
Как оказалось, немало работников не были обеспечены с 2012 года спецобувью. К примеру, в Знаменской дистанции недополучена 61 пара кирзовых сапог, а при заявленных 136 парах ботинок в наличии только 91. Еще ниже показатели в Котовской дистанции: здесь в 2012-м получено на 140 пар сапог кирзовых меньше потребности и на 86 пар – ботинок. Беспокоит и то, что в дистанциях энергоснабжения нет должной обеспеченности средствами индивидуальной защиты. Так, в Одесской дистанции при расчетной потребности в 235 парах диэлектрических перчаток имеется только 182 пары, а вместо необходимой сотни защитных касок в прошлом году получено аж 30. Недостает также 50 лямочных поясов, 119 штанг контактной сети…
Ну не носить же рабочую обувь, перчатки или страховочные пояса… по очереди?! Как, впрочем, противоправно работодателю заглядывать в кошелек железнодорожника в ожидании, что он на свои кровные обеспечит сам себя теми же сапогами, ботинками или прочими атрибутами безопасности, извините за тавтологию, своего небезопасного труда…
Труженики ремонтно-ревизионных участков, работа которых связана со значительным загрязнением тела, не обеспечены дополнительным количеством мыла – по 400 граммов в месяц. Тоже не какая-то там несущественная деталь.
В ходе проверок профработники указывали администрации и на недопустимость нарушений в ведении карточек учета спецодежды, обуви, других защитных средств. Следует также систематически заполнять таблицы наименования спецодежды, обуви, головных уборов, графы их размеров, а профкомам – тщательно следить еще и за тем, чтобы под соответствующими документами были подписи бухгалтера, начальника цеха, инженера по охране труда и самого работника.
На заседании президиума дорпрофсожа указывалось на недостаточный общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, созданием безопасных и безвредных условий труда, надлежащего производственного быта. В этой связи подчеркивалось, что профсоюзные комитеты, к сожалению, не предъявляют принципиальной требовательности к хозяйственным руководителям.
Президиум дорпрофсожа, указав на недостаточную работу, проводимую по охране труда в подразделениях службы электроснабжения, потребовал от ее руководства принятия последовательных и самых решительных мер по устранению выявленных нарушений законодательства и нормативных документов. Необходимо, прежде всего, ужесточить спрос с руководителей структурных подразделений за невыполнение в установленные сроки «Комплексных мероприятий…».
Информацию о выполнении принятого сегодня, 21 августа, постановления дорпрофсож ожидает получить от службы до 1 октября т. г., чтобы в последующие две недели провести выборочные проверки на местах и вновь проанализировать ситуацию.
Валентин БОЧКАРЕВ,
главный технический инспектор труда Совета профсоюза на Одесской железной дороге