Поверхностный взгляд на  его работу привел к распространенному мнению, что раз служба не приносит дороге видимых доходов (а магистраль-то и существует, пока «крутится» этот самый вагон!), то и финансировать ее можно по остаточному принципу. Отражается же все это на трудящихся, ведь при нехватке средств, в первую очередь, урезаются расходы на содержание и ремонт объектов производственного быта. Мало того, вагонники с трудом выполняют… свои прямые обязанности: в депо катастрофически не хватает фонарей, запчастей, а некоторые ремонтные цеха вообще работают по принципу «чем придется». Депо не получают доходов от сдачи металлолома при порезке исключенных из инвентарного парка вагонов, а хотя бы часть этих средств могла бы идти на развитие предприятия.

Заработать – не значит получить?

Труд железнодорожников никогда не был легким. Но машинист работает в кабине локомотива, диспетчер и оператор – в помещении, а осмотрщик вагонов трудится в жару и холод, метель, под проливным дождем… При этом уровень зарплаты вагонников не соответствует ни интенсивности, ни сложности их труда.
На заседании профсекции работников вагонного хозяйства Совета профсоюза неоднократно поднимался вопрос о неукомплектованности штатов депо, оплате в связи с этим фактически отработанного времени, соблюдении режима труда и отдыха.
Подтвердив наши же данные о нехватке на дорогах осмотрщиков вагонов, в Главке тем не менее не задались вопросом: почему в отчетах служб отсутствуют данные о сверхурочных часах? Может, стоило бы не закрывать глаза на липовую благодать, а провести анализ и выяснить: где и как скрываются сверхурочные, и компенсируются ли они работникам?..

Но и это не все: мало того, что осмотрщиков вагонов не хватает, и их средний возраст уже близок к пенсионному, сегодня их еще и сократить собираются.
Как достучаться до руководителей, которые не хотят понять, что эту категорию работников нельзя «привязать» к объемам, а только – к техпроцессу? Ведь речь идет о безопасности движения.

А в ответ тишина…

Отношения профсекции Совета профсоюза с Главным управлением вагонного хозяйства Укрзализныци сложно назвать сотрудничеством: процент решенных вопросов крайне низкий, ответы приходят после неоднократных напоминаний, в нарушение законодательства. Многие вопросы, поднимаемые секцией, решаются по несколько лет, хотя для существенных изменений достаточно иногда просто волевого решения, не требующего материальных затрат.
Главк и вагонные службы дорог уходят, к примеру, от решения вопроса об обслуживании поездов на линейных станциях, где отсутствуют штатные осмотрщики вагонов. Как правило, работника срывают с рабочего места по звонку, локомотивом довозят до станции, где нужно осмотреть вагоны, а как он доберется назад на ПТО, никого не волнует.
Во многих депо в графиках работы операторов, машинистов компрессорных установок и котельных, осмотрщиков вагонов установлен фиксированный обеденный перерыв, хотя они лишены возможности уйти с рабочего места.
Нерешенным остается и вопрос, волнующий не только вагонников, – о сроках ношения спецодежды, которые высчитываются с момента окончания носки, а не с момента ее выдачи. По-прежнему очень много нареканий на качество, а спецодежда для женщин существует… только на бумаге.
Не по адресу
Конечно, большая доля ответственности за эффективную либо некачественную работу профсекции лежит и на ее членах. Нам похвастаться, к сожалению, нечем, работали не всегда продуктивно: ведь многие вопросы, которые выносились на заседания профсекции Совета профсоюза, можно было бы решить на уровне дорог или даже в самом подразделении, прояви председатель дорожной секции или профкома чуть больше настойчивости, принципиальности, неравнодушия, в конце концов. К примеру, вопрос междупутий, с которым Главк неоднократно, притом справедливо отправлял нас на места. Правда, и тут не все так уж однозначно: междупутья засыпают тем, что есть, а работники продолжают руки-ноги ломать, ушибы-вывихи получать, а производственные травмы оформлять им не спешат…
Что получается: тратя время на вопросы, которые можно решить в службах дорог, в результате мы не рассматриваем многие другие проблемы, на решение которых Главное управление Укрзализныци действительно могло бы существенно повлиять.
Не всегда результаты заседаний дорожных профсекций направляются в службы вагонного хозяйства для реагирования, а вопросы охраны труда, правовой защиты, оплаты труда вообще не рассматриваются, а если и идет об этом речь, то поверхностно.
К сожалению, мы почти не общаемся вне заседаний – каждый варится «в своем котле». А ведь продуктивность нашей работы напрямую зависит от эффективности дорожных секций, активности председателей профкомов, уровня подготовленности членов профсекции Совета профсоюза к каждому заседанию, желания поднимать актуальные проблемы, профессионально их обсуждать с представителями Главка и добиваться их решения.

Наказать готовы… А поощрить?

Хотелось бы коснуться еще одной темы, волнующей каждого работника. Вагонники несут немалый груз ответственности за безопасность движения, и проверка их работы необходима. Но, как правило, любая из них «жаждет крови», иногда просто… указывается количество работников, которых надо наказать. Проверяющим пора отказаться от функций устрашения и запугивания и перейти к цивилизованной системе: выявлять недостатки и способствовать их устранению и только в случае отсутствия должной реакции применять наказание – заслуженно.
Жаль, что такого же рвения, как в вопросе с взысканиями, руководство не проявляет при поощрении. Почему-то именно вагонников считают нужным обойти в получении званий, наград и премий. Например, к 75-летию образования вагонного хозяйства наш Главк не подал представление на поощрение ни одного коллектива предприятия или службы, никого из руководителей или работников. Обидно, что за свой тяжелый труд никто из осмотрщиков вагонов не заслужил к этой дате звания «Почетный железнодорожник»…
Хочется верить, что Главное управление вагонного хозяйства Укрзализныци и службы дорог обратят должное внимание на человека труда, а профсекция Совета профсоюза поможет показать реальное положение дел на местах, и нам удастся выйти на новый уровень взаимного сотрудничества. В интересах наших работников, нашего хозяйства, нашей отрасли.

Елена МИХАЙЛИК,
председатель рофорганизации вагонного депо Дарница,
председатель профсекции работников вагонного хозяйства Совета профсоюза

 

ПРЕЗИДІЯ РАДИ ПРОФСПІЛКИ ПОСТАНОВИЛА:

ЗВЕРНУТИ УВАГУ Головного управління вагонного господарства Укрзалізниці на неприпустимість формального відношення до діяльності професійної секції працівників вагонного господарства Ради профспілки, а з боку служб вагонного господарства залізниць – до відповідних профсекцій дорпрофсожів.
Головним управлінням УЗ — вагонного господарства та охорони і організації праці, начальникам залізниць вжити невідкладних заходів щодо дотримання трудового законодавства, встановити дієвий контроль та забезпечити достовірний облік робочого часу та його оплату в структурних підрозділах .
ЗАПРОПОНУВАТИ керівництву Главку:
змінити ставлення до соціального діалогу та налагодити конструктивну співпрацю із профсекцією Ради профспілки;
повернутись до розгляду та вирішення питань, визначених у протоколах засідань профсекції від 5.09.2007 р. та 23.09.2008 р.
Профсекції Ради профспілки:
забезпечити більш ретельну підготовку матеріалів до  засідань профсекції;
чітко дотримуватись у роботі норм Положення про професійні секції Ради профспілки.
Правовим інспекторам праці Ради профспілки на залізницях разом із головами профорганізацій підрозділів вагонного господарства здійснити перевірки дотримання трудового законодавства з питань режиму праці та відпочинку, достовірності обліку понаднормових годин роботи та їх оплати. Про хід виконання поінформувати Раду профспілки до 1.06.2010 р.
Раді профспілки, дорпрофсожам:
посилити контроль за виконанням Положення про професійні секції Ради профспілки;
активізувати роботу профсекцій працівників вагонного господарства Ради профспілки та дорпрофсожів;
вивчити досвід роботи профсекції працівників вагонного господарства Російської профспілки залізничників і транспортних будівельників.