На семинарах с участием председателей профкомов, профактива, представителей администрации (руководителей всех рангов, кадровиков, инженеров по организации нормирования и оплате труда, бухгалтеров и др.) анализируются конкретные случаи нарушений законодательных актов. А примеров таких немало…
В 2009 году в ходе проверок в 180 структурных подразделениях дороги было выявлено более 1,5 тыс. нарушений, по которым руководству направлены письменные представления с предложениями по их устранению. Отменено 60 незаконных приказов, в том числе о привлечении к дисциплинарной ответственности, а также не допущено незаконного увольнения по инициативе работодателя билетного кассира вокзала станции Знаменка О.Генкуленко, машиниста локомотива В.Корчевского, оператора станции Одесса-Застава І С.Фоменко.
Выявленные нарушения свидетельствуют о том, что не все руководители стремятся соблюдать нормы действующего законодательства. Причины этого разные, а вот принцип, по которому чаще всего нарушается трудовое законодательство, один: «авось пройдет…».
Наиболее частыми являются нарушения в организации режима труда и отдыха работников, которые трудятся в сменном режиме: в пассажирском, путевом, вагонном и других хозяйствах.
В отдельных структурных подразделениях установлены обеденные перерывы для сторожей, составителей поездов, билетных кассиров и др., которые не могут оставить рабочее место и воспользоваться перерывом в личных целях. Скрывается от учета и оплаты сверхурочная работа, не выплачивается окончательный расчет в день увольнения. Кроме того, практически в каждом структурном подразделении нарушается Закон Украины «Об отпусках»: не соблюдаются графики ежегодных отпусков, не выплачиваются в установленные законом сроки отпускные и предусмотренная коллективным договором материальная помощь на оздоровление.
Профсоюз не закрывает глаза на нарушения: на заседаниях президиума дорпрофсожа и теркомов ежемесячно заслушиваются руководители отдельных служб и структурных подразделений, в которых допускаются серьезные нарушения трудового законодательства. Некоторых из них приходится предупреждать о персональной ответственности.
Только совместными усилиями администрации и профорганизаций, направленными на предупреждение нарушений трудового законодательства, можно достичь положительных результатов, и профорганы готовы к тесному сотрудничеству в этом направлении.
Светлана ШПИЛЕВАЯ,
главный правовой инспектор труда Совета профсоюза на Одесской железной дороге