Главный смысл расследования несчастных случаев на производстве – не в констатации уже свершившегося факта, а в установлении истинных причин их возникновения, чтобы можно было разработать профилактические мероприятия, реализация которых позволила бы не допустить их в дальнейшем. Однако, как показывает практика, при специальном расследовании члены комиссии иногда идут на поводу у хозяйственных руководителей, которые любыми путями стараются уйти от ответственности, обвиняя пострадавших и доказывая, что несчастные случаи не связаны с производством. Такие «расследования» не только не способствуют устранению истинных причин, но и наносят существенный урон как пострадавшим и их семьям, лишая всех предусмотренных Законом и коллективными договорами выплат, так и самому понятию «справедливость».
Технические инспекторы труда Совета профсоюза на Одесской магистрали категорически не мирятся с такой позицией. При некачественном или необъективном расследовании несчастных случаев мы оформляем «особые мнения». Помогает ли это в правильной квалификации несчастных случаев? Из опыта работы могу с уверенностью сказать: да, помогает!
Приведу конкретные примеры.
7 декабря 2006 года в пассажирском вагонном депо Одесса-Главная был допущен несчастный случай со смертельным исходом – погиб подсобный рабочий В.Колесников (он упал, убирая с кровли здания депо опавшую листву). Чего только не было напридумано в ходе расследования, чтобы не связывать этот случай с производством (и то, что работник собирал грибы с деревьев или якобы его видели после окончания смены… уходящим с территории предприятия), было даже сфальсифицировано место падения – словом, доходило до несуразно-анекдотичного. Комментарий прост и лаконичен: цинично.
Было проведено четыре специальных расследования данного случая. И при каждом техническая инспекция труда составляла свое «особое мнение», настаивая на том, что работник был смертельно травмирован именно на производстве и в рабочее время, то есть выполнял производственное задание. А когда поняли, что этого недостаточно, мы оказали вдове погибшего помощь в составлении соответствующих обращений в Генеральную прокуратуру и департамент Госгорпромнадзора Украины. Именно благодаря этим обращениям к работе активно подключилась Одесская транспортная прокуратура, и выводы технической инспекции труда о том, что работник действительно упал с крыши помещения депо, выполняя производственное задание, были подтверждены. В результате повторного (пятого!) специального расследования несчастный случай был-таки квалифицирован как связанный с производством, и в декабре 2009-го был составлен акт формы Н-1.
Подобные примеры, к сожалению, не единичны. Так, 5 февраля 2007 года в локомотивном депо Христиновка маневровым локомотивом был смертельно травмирован и. о. мастера Ю.Пышный. И тоже поначалу были вымышлены все «возможные причины», чтобы по результатам двух специальных расследований данный несчастный случай оказался не связанным с производством. Техническая инспекция труда вновь не согласилась с выводами комиссии, составив «особое мнение» на 5 листах с указанием всех конкретных нарушений, в результате которых работник погиб. При рассмотрении этого несчастного случая Христиновским районным судом наше «особое мнение» было принято во внимание, в результате чего он был квалифицирован как связанный с производством. А 27 октября 2009 года Киевский апелляционный суд оставил в силе решение Христиновского районного суда.

Можно привести и другие примеры необъективного расследования, когда техническая инспекция труда Совета профсоюза, проявив принципиальность и настойчивость, восстанавливала справедливость, и несчастные случаи были квалифицированы как связанные с производством. Вывод же до банальности прост: руководители и председатели профорганизаций обязаны с усиленным вниманием относиться к установлению истинных причин несчастных случаев и устранению их в дальнейшем, расследование должно быть объективным, квалификация несчастных случаев – правильной, а меры – направленными на недопущение любых несчастных случаев на производстве. Точка!

Валентин БОЧКАРЕВ,
главный технический инспектор труда Совета профсоюза
на Одесской железной дороге