Что может принести реформа рядовому железнодорожнику? Все ли права и социальные гарантии работников отрасли удалось сохранить? Есть ли шансы расширить спектр социальных бонусов? Об этом — и не только — наш разговор с первым заместителем Председателя профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Украины Михаилом Синчаком. 

— Михаил Григорьевич, профсоюз принимал самое активное участие в реформировании магистралей с первого же тематического совещания. Все ли ваши пожелания учла администрация?
— В целом, да: по большинству вопросов нам удалось достигнуть взаимопонимания и, что не менее важно, закрепить договоренности законодательно.
Так изначально важнейшей задачей профсоюза была минимизация возможных социальных последствий, которые в период перемен, увы, неизбежны. В итоге нам удалось заложить механизмы, которые способствуют защите прав и социальных гарантий работников. В частности, в одной из статей Закона Украины «Об особенностях создания публичного акционерного общества…» оговорено, что до регистрации Акционерного общества некоторые действия Укрзализныци и предприятий ограничены. Например, сокращение численности работающих, помимо всех условий, предусмотренных законодательством, не может быть проведено без согласования с Министерством инфраструктуры. Этот пункт, по сути, табуирует сокращение штатов работников на этапе реформирования отрасли. Нам удалось доказать, что общее уменьшение численности штата может происходить и вследствие естественной текучести кадров.
Кроме этого, в Законе есть важная статья, согласно которой новосозданное АО полностью берет на себя ответственность за социальные обязательства, прописанные в Отраслевом соглашении между Укрзализныцей и профсоюзами. Также общество обязуется сохранить имеющуюся социальную инфраструктуру. Это, безусловно, дополнительные расходы для отрасли, но, тем не менее, ни у кого не возникало и мысли, что можно поступить иначе.

— То есть после реформы железнодорожные медицинские и оздоровительные заведения останутся в структуре АО?
— Да. Речь идет о домах культуры, спортзалах, пансионатах и т. д.
Также в уставной фонд АО войдут 11 ведущих больниц. Остальные медучреждения будут финансироваться, как и прежде, из госбюджета. Это решение закреплено в разных законах и постановлениях. Так что необходимость защищать наши объекты от переподчинения, лишения финансирования и других сюрпризов смутного времени отпадет автоматически.

Есть ли шансы вернуть железнодорожные вузы в родные пенаты?   

— Действительно, высшие учебные заведения сейчас находятся в ведении другого министерства. На сегодня речь идет о возможном возврате части техникумов. В любом случае профсоюз этот вопрос не планирует выпускать из своего поля зрения, и в будущем, что не исключено, появятся новые варианты выхода из ситуации.

— Реформа состоялась, предприятие получило новое название… Значит ли это, что все работники должны будут дружно написать заявления на увольнение, а после — о приеме на работу?
— Ни в коем случае: в связи с изменением юридических атрибутов работодателя его трудовые отношения с работниками не прекратятся. К сожалению, некоторые руководители спекулируют на этом вопросе, говоря, что подумают, нужно ли оставлять в штате конкретного человека после реформирования. Такой подход не только некорректен, но и, мягко говоря, далек от истины. Так в соответствующей статье четко оговорено, что трудовые отношения работников предприятий продолжаются с акционерным обществом. Это означает, что в период перехода предприятия из одного юридического статуса в другой у каждого работника просто появится дополнительная запись в личном деле и трудовой книжке; от него же никаких заявлений требовать не должны.

— На железных дорогах других стран после реструктуризации удалось поднять уровень зарплаты. Какие шаги в этом направлении будут сделаны?
— Будет внедряться программа по повышению мотивации труда. Однако более предметно на эту тему можно говорить не раньше, чем появится Положение о корпоративной системе оплаты труда. Цель обоих проектов — реформировать систему оплаты таким образом, чтобы она соответствовала сложности и интенсивности труда железнодорожников.

— Вы сказали, что социальные гарантии закреплены законодательно. О каких именно постановлениях идет речь?
— В новой редакции проекта Закона о железнодорожном транспорте есть глава под названием «Персонал железнодорожного транспорта». В ней — статья по поводу социальной защиты работников. Именно там прописаны пункты, касающиеся бесплатного проезда, негосударственного пенсионного фонда, надбавки за выслугу лет, медицинского обслуживания и страхования и многих других социальных гарантий, без которых представить нашу отрасль невозможно. Кроме того, в проекте Устава акционерного общества есть раздел «Трудовой коллектив», который предусматривает ряд норм по защите интересов железнодорожников.

— Будет ли профсоюз инициировать расширение пакета социальных бонусов?
— Для начала мы будем настаивать на создании программы социального развития акционерного общества — равно как и на появлении департамента социального развития. На более отдаленное будущее идеи есть, но говорить о них пока рано.

Газета “Магістраль”, 21 июля 2014 г.