Так уж складывалось, что работник, занятый охраной железнодорожных объектов и перевозимых грузов, оказывался ущемленным в своих трудовых правах. Ведь его рабочее время «урезалось» при ожидании сопровождения поезда, возвращении резервом (без сопровождения грузов) и в некоторых других случаях. А если к этому добавить разного рода нарушения законодательства о труде, которые допускались на местах, то станет понятной не очень благоприятная обстановка в коллективах с точки зрения справедливого подхода к оплате труда. Потому и возлагались большие надежды на первичные профорганизации, созданные в 2007-м, по защите прав и интересов работников.
Практическая помощь стала оказываться незамедлительно. Во всех отрядах ВОХРа было проведено изучение законности в отношении соблюдения трудовых прав работников, проведены Дни трудового права. По итогам внесены предложения по устранению нарушений.
Впервые были заключены колдоговора (в помощь первичкам специально был разработан примерный (типовой) образец документа).
А дальше – пошла каждодневная работа.
Удалось отстоять права работников на получение денежной компенсации за продовольственный паек. Начал решаться вопрос с форменной одеждой, которая в течение 2006–2007 годов приобреталась за их собственный счет. После специального рассмотрения было принято решение, согласно которому стоимость форменной одежды, приобретенной работниками в 2008–2009 годах, была им компенсирована.
Стоит подчеркнуть также, что многое сделано и по наведению должного порядка в оформлении приказов по личному составу, трудовых книжек и проч.
На заседании президиума дорпрофсожа Донецкой дороги в марте 2010-го наряду с положительными переменами были отмечены и еще не устраненные недостатки, предложены необходимые меры по улучшению ситуации.
Наиболее острый вопрос – о рабочем времени – волновал работников, занятых охраной грузов и объектов больше всего. Основная проблема состояла в том, что время при возвращении резервом после сдачи груза на станции назначения и при ожидании в караульном помещении сопровождения поезда засчитывалось как рабочее только в половинном размере. Что нарушало основополагающий принцип учета рабочего времени при фактической занятости.
Дорпрофсож еще в 2007-м инициировал пересмотр соответствующего Положения о рабочем времени – ЦУОУ-0019. Хотя в пришедшем ему на замену Положении ЦУО-0032 и были положительные подвижки, но главный вопрос с учетом рабочего времени все-таки оставался нерешенным.
Правовой инспекцией труда были сделаны юридические обоснования незаконности учета рабочего времени в половинном размере, что было изложено с предложениями в аналитической справке. После одобрения президиумом дорпрофсожа она была направлена в Совет профсоюза.
Мы видели, как в течение года шли трудные переговоры с Укрзализныцей. Ведь вопрос стоял непростой: при введении полного учета рабочего времени возникала необходимость не только увеличения расходов на оплату труда, но и введения дополнительного штата работников.
Руководство и специалисты Совета профсоюза проявили незаурядную принципиальность и настойчивость. Итог: приказом Укрзализныци от 23.05.2011 г., № 223-Ц внесены изменения и дополнения в соответствующие ведомственные нормативные акты.
До работников была доведена информация в полном объеме:
• в Положении ЦУО-0032 сделано важное уточнение о том, что рабочее время начинается при вступлении на службу, поскольку ранее была возможность для двоякого толкования об учете рабочего времени с момента проведения инструктажа, получения оружия, маршрутного листа;
• приведено в соответствие со ст. 66 КЗоТ определение права работников с разъездным характером использовать время отдыха в пункте смены или оборота на свое усмотрение в случае сдачи оружия;
• теперь время отдыха (не более четырех часов) в специально оборудованных помещениях работникам, охраняющим объекты (двусменными постами), должно оплачиваться с коэффициентом 0,75 как дежурство на объекте (ранее оно учитывалось в половинном размере).
Но главное достижение – полный учет рабочего времени при возвращении резервом и ожидании сопровождения поезда.
Одновременно с этим в руководящий приказ Укрзализныци по оплате труда от 24.03.2011 г., № 98-Ц было внесено дополнение, которым предусмотрена оплата работникам военизированной охраны времени при возвращении резервом (после сдачи груза на станции назначения), ожидания в сменном пункте после сдачи груза до возвращения к месту постоянной работы осуществлять с коэффициентом 0,67.
Итак, что дают работникам эти новшества, внедрения которых долгое время добивался профсоюз?
Прежде всего, полный учет рабочего времени за поездку туда и обратно. То есть для выполнения одной и той же нормы рабочего времени понадобится меньше поездок. В итоге – больше возможности для отдыха при более высокой оплате каждой отдельно взятой поездки.
Вполне объяснимо применение коэффициента 0,67 при начислении зарплаты. Вряд ли можно считать объективной одинаковую оплату активной работы по охране грузов и объектов и пассивную занятость.
Безусловно, для практической реализации нововведений потребуется дополнительное изучение связанных с ними вопросов и выработка единых подходов. Есть, к сожалению, нерешенные вопросы. Особенно это относится к сохранению уровня оплаты труда при выработке нормы часов в учетном периоде. Но профорганизации полны решимости достойно защищать интересы работников, а значит – осуществлять действенный контроль за выполнением принятых решений.
Тихон ПРИСЯЖНЮК, главный правовой инспектор труда
Совета профсоюза на Донецкой железной дороге