Локомотивное хозяйство – структура сложная, в которую входят 55 депо. И проблемы, к примеру, изношенность подвижного состава, отсутствие запасных частей, ненадлежащие условия труда локомотивных бригад и проч., в последнее время вызывают серьезную обеспокоенность. За отчетный период профсекцией подготовлен ряд предложений, которые направлены в адрес Главного управления локомотивного хозяйства Укрзализныци.
Связаны они с созданием надлежащих санитарно-бытовых условий в бригадных домах и турных вагонах, объективным учетом рабочего времени в выходные дни и сверхурочных, необходимостью внесения изменений и дополнений в некоторые отраслевые нормативные документы, обеспечением работников форменной одеждой, спецодеждой и спецобувью, состоянием заболеваемости, проведением расчетов нормативной численности работников на плановый объем работы.
Некоторые из наших предложений приняты Главком, но многие уже длительное время остаются без должного внимания, что особенно тревожно, когда речь идет о болезненных для производства и железнодорожников проблемах…

И вновь о сверхурочных…

Не сходит с повестки дня вопрос о сверхурочных часах работы. Только если раньше мы говорили об оплате такой работы (и за этим четко следят  правовые инспекторы труда Совета профсоюза и профкомы), то в последнее время проблема перешла в иную плоскость. Ведь скрытые сверхурочные часы работы – это создание иллюзии благополучия, из-за чего члены локомотивных бригад, вырабатывая норму часов, значительно превышающую месячную, трудятся, надрывая здоровье. При всем этом только одна Приднепровская показала в 2009-м 4,8 тыс. часов сверхурочной работы…
А по данным управления статистики Укрзализныци штат соответствует объему перевозок — значит, мы не имеем права принять на работу ни одного нового работника…
Но и без скрытых сверхурочных есть факторы, значительно удлиняющие рабочую смену локомотивщиков.
Наша профсекция, к примеру, борется за то, чтобы время работы локомотивной бригады не превышало 12 часов. На заседании в августе 2009-го было внесено предложение о включении времени следования локомотивной бригады от места явки к месту фактического приема локомотива в непрерывную продолжительность рабочего времени, при условии непредоставления отдельного места в пассажирском вагоне.
Сейчас, приходя на работу, локомотивные бригады получают маршрут, после чего, бывает, несколько часов добираются до места приема локомотива, с последующей отработкой положенных 12 часов. И таким же образом возвращаются к месту основной работы. Так о какой безопасности движения можно вести речь?!
Обратившись в Главк с предложением о внесении соответствующих изменений и дополнений в приказ Укрзализныци «О режиме труда и отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта», в ответ профсекция получила… выписку из этого же документа. Отписка чистой воды… На последнем заседании секции 11 марта мы учли некоторые замечания руководства Главка и вновь внесли свои предложения по изменениям в
п. 3.3 данного приказа. Надеемся все же на положительное решение вопроса.

Взаимопонимание… однодневное

Во время совместной работы членов секции и представителей Главного управления локомотивного хозяйства Укрзализныци наблюдается полное взаимопонимание и стремление к совместному решению проблем, но как только заседание закончится – все происходит с точностью до наоборот. В нарушение принципов сотрудничества и Закона Украины «Об обращениях граждан» ответы даются со значительным опозданием и часто носят формальный характер. Немало примеров, когда вместо конкретных ответов, пусть даже отрицательных, спустя полгода получаем никому не нужные отписки.
Естественно, это сказывается на эффективности работы секции: фактически не решен почти ни один из поставленных вопросов и практически утрачен контроль за выполнением Программы устранения существующих проблем в локомотивном хозяйстве, принятой на съезде машинистов в 2007 году и утвержденной приказом Укрзализныци.

Палки в свои же колеса

Объективности ради следует отметить, что именно так иногда можно оценить работу членов профсекции.
К сожалению, на заседаниях не всегда соблюдаются нормы Положения о профессиональных секциях Совета профсоюза, случается, из-за недостаточной подготовленности члены секции плохо ориентируются в рассматриваемых вопросах. Сдерживает и неэффективная работа дорожных секций, из-за чего на рассмотрение профсекции Совета профсоюза зачастую выносятся те вопросы, решение которых находится исключительно в компетенции руководства дорог или даже структурных подразделений.

И о пользе для всех

Весомый и положительный аргумент сотрудничества секции и Главка – целенаправленное выполнение Программы по приведению домов и комнат отдыха локомотивных бригад в надлежащее состояние. Для организации круглосуточного горячего питания локомотивных бригад оборудуются комнаты приема пищи, которые оснащаются холодильниками, электроплитами, микроволновыми печами, соответствующей мебелью. Во многих депо организована работа буфетов или столовых. Продолжаются работы по капитальному ремонту помещений.
Потому хотелось бы, чтобы к работе секции  и ее члены, и руководство Главка Укрзализныци, относились должным образом. Члены профсекции – председатели профкомов локомотивных депо, которые не только профессионально ориентируются в производственных проблемах, но и чувствуют, «чем дышат» их коллективы. Ведь со своей болью и проблемами работник скорее пойдет в профком, чем к руководителю, а значит, вопросы, которые выносятся на рассмотрение профсекции Совета профсоюза, волнуют каждого локомотивщика.

Николай ВИТЕР,
председатель профсекции работников
локомотивного хозяйства Совета профсоюза,
председатель профорганизации локомотивного депо Иловайск

ДО ТЕМИ
На засіданні президії Ради профспілки, що відбулося 22 квітня п. р., всебічно розглянуто результати роботи професійної секції працівників локомотивного господарства за участю голови профсекції М.Вітера та заступника головного інженера—начальника відділу Головного управління локомотивного господарства Укрзалізниці В.Чистяка.
За підсумками обговорення цього питання прийнято постанову, у якій, зокрема, зазначено:

ЗВЕРНУТИ увагу Головного управління локомотивного господарства Укрзалізниці на неприпустимість формального ставлення до діяльності професійної секції працівників локомотивного господарства Ради профспілки, а з боку служб локомотивного господарства залізниць – до відповідних профсекцій дорпрофсожів.
ВЖИТИ невідкладних заходів головним управлінням Укрзалізниці – локомотивного господарства й охорони і організації праці, а також начальникам залізниць щодо забезпечення неухильного дотримання трудового законодавства, достовірного обліку робочого часу та його оплати в структурних підрозділах локомотивного господарства.
ПОІНФОРМУВАти Генерального директора Укрзалізниці про занепокоєність Ради профспілки з приводу наслідків, які можуть мати місце в разі недотримання вимог нормативних документів у частині забезпечення регулювання робочого часу та часу відпочинку локомотивних бригад (у тому числі у приміському пасажирському русі), які безпосередньо пов’язані із забезпеченням руху поїздів, та невиконання планових і позапланових видів ремонту тягового рухомого складу у зв’язку із неритмічним постачанням запасних частин.
АКТИВІЗУВАТИ Раді профспілки та дорпрофсожам роботу відповідних профсекцій працівників локомотивного господарства.