…Железнодорожником Вячеслав мечтал стать с детства – занимался на Киевской детской железной дороге, окончил столичный железнодорожный техникум, институт. Водил локомотивы – еще одна его детская мечта. Работал в департаменте локомотивного хозяйства Укрзализныци.

Решение стать полярником пришло при посещении выставки Национального антарктического научного центра. Опыт и знания помогли первоклассному специалисту-железнодорожнику пройти конкурсный отбор и пригодились при работе на антарктической станции, которую он в качестве дизелиста обеспечивал светом и теплом. Кроме прямых обязанностей – обслуживания трех дизель-генераторных установок, гарантирующих работу станции, другого технического оборудования, транспортных средств, освоил и новые. Например, капеллана в местной православной церкви. Или… экскурсовода, когда коротким полярным летом водил по станции туристов. Кстати, станцию посещали Билл Гейтс с семьей, члены Британской королевской семьи.

Приходилось водить снегоходы и плавсредства, бороться со снегом, управлять подъемным краном, помогать повару, ремонтировать одежду и даже быть «подопытным» в медицинских экспериментах. Ведь главная цель экспедиции – научные исследования, и семеро из 12 ее участников – ученые: биологи, геофизики, метеорологи. А остальные занимались жизнеобеспечением станции, ее работников, ремонтом и модернизацией оборудования.

На год В.Михеду пришлось оставить основную работу, и он честно признается, что не жалеет о своем решении уехать в длительную экспедицию, хоть и скучал по железной дороге. Почти также сильно, как по семье и небу: с трудом провел год без прыжков заядлый парашютист. Но взамен получил невероятный и незабываемый опыт и новые знания, огромный багаж впечатлений.

 «Мир в прямом смысле перевернулся с ног на голову, – вспоминает полярник. – Солнце проплывало на горизонте справа налево, молодой месяц тоже был «повернут» и убывал в обратную сторону. Не было привычных созвездий, зато ярко сиял Южный Крест – знаменитый путеводитель мореплавателей. Да и в сверкающие голубым стеклом ледники влюбляешься с первого взгляда и навсегда».

Вернувшись домой, путешественник продолжает с удовольствием работать на железной дороге – в проектно-конструкторском технологическом бюро по автоматизации систем управления на железнодорожном транспорте, а слегка порванное за год пронизывающими антарктическими ветрами крепкое полотнище нашего профсоюзного знамени с автографами всех участников экспедиции Вячеслав презентовал Председателю профсоюза Вадиму Бубняку. И получил из его рук награду за популяризацию нашего профсоюзного движения – «Подяку Ради профспілки».

Елена РОМАНОВА, ведущий специалист отдела информации Совета профсоюза
Фото автора и из личного архива Вячеслава Михеда