– Разумеется, – считает председатель профорганизации Никопольского оборотного локомотивного депо (основным депо которого является локомотивное депо Кривой Рог) Роман Максимов, – в большой степени уровень профессиональной подготовки зависит от стажа работы по специальности. Но это верно лишь в случае кропотливого накопления знаний и навыков, умноженных на ежедневную практику, высокую исполнительскую дисциплину и действенный контроль должностных лиц, ответственных за соблюдение нормативных документов, регламентирующих действия конкретного исполнителя. Вот почему к профессии машиниста испокон веков предъявляются самые высокие требования.


– Какие именно?

– Лица, пожелавшие работать машинистом локомотива или его помощником, должны иметь отличное физическое здоровье, устойчивую психику, быть равнодушными к спиртным напиткам, наркотикам. Комплекс данных параметров определяется медицинской комиссией в соответствии с приказом Минздрава, устанавливающего требования к работникам данной профессии.

После преодоления медицинского барьера соискатель на должность помощника машиниста проходит годичное обучение в железнодорожном лицее и после нескольких лет работы на данной должности и при положительной характеристике направляется в Дорожную техническую школу на шестимесячные курсы машинистов. После их успешного окончания он получает свидетельство на право управления локомотивом. Но это еще не значит, что он уже готов тут же принять бразды управления. Еще не один месяц потребуется для напряженной учебы в депо на действующем локомотиве, дублером машиниста в составе локомотивной бригады, обучения в технических классах на тренажерах, поездок с машинистами-инструкторами. И только после сдачи экзаменов начинающий машинист допускается к самостоятельному вождению поездов.

Однако на этом процесс его обучения не прекращается. Посещение ежемесячных технических занятий, сдача по ним зачетов, периодические занятия на курсах повышения квалификации – неотъемлемая часть машинистских будней.

Кроме того, на протяжении всей трудовой деятельности его работа постоянно контролируется машинистом-инструктором, руководителями локомотивного депо и отраслевой службы управления дороги, ее ревизорским аппаратом. И это – не пустые слова, так как данный комплекс предусматривается системой мероприятий по обеспечению безопасности движения поездов. Ведь локомотивной бригаде доверяются не только огромные материальные ценности, но в первую очередь – жизни людей. Поэтому и спрос с них особый.

– В том числе и за состояние здоровья?

– Так точно. С этой целью машинисты ежегодно проходят углубленный медицинский осмотр. Перед каждым рейсом состояние их здоровья контролирует медицинский работник. Кроме того, администрация депо принимает во внимание психологическое состояние локомотивщиков, в том числе и вне рабочего места. Для этого в депо функционируют комнаты психологической разгрузки, где с бригадами работают опытные психологи. Периодически отдых локомотивных бригад между поездками, в так называемых «бригадных домах» и на дому контролируют машинисты-инструкторы и члены профсоюзного комитета.

– Насколько напряжен режим работы локомотивной бригады?

– Режим труда строится на графиковой основе. Графики составляются ежемесячно, согласовываются с профкомом депо, доводятся к сведению бригад не менее, чем за трое суток до ввода в действие. Согласно им время работы бригады, как правило, не превышает 8 часов, а в исключительных случаях – 12, но лишь после обязательного согласования с профкомом. При этом минимальный отдых между поездками – 16 часов.

– А в пути следования действия машинистов контролируются?

– В обязательном порядке. Для этого локомотив оборудован целым рядом технических средств. Скоростемер ведет постоянную фиксацию скорости движения и контролирует процесс управления тормозами, приборы автоматической локомотивной сигнализации заблаговременно информируют о показаниях светофоров, прибор бдительности упреждает проезд на запрещающий сигнал. Кроме того, регулярно навыки бригады управления локомотивом контролирует непосредственно в поездке машинист-инструктор.

– Насколько вероятен факт получения бригадой локомотива в неисправном состоянии?

– Он практически невозможен, поскольку перед каждой поездкой локомотив проходит тот или иной вид технического обслуживания всеми причастными специалистами с обязательной фиксацией результата в бортовом журнале.

– Таким образом, если я вас правильно понял, в депо прилагается максимум усилий для того, чтобы локомотивная бригада вела поезда с наивысшим уровнем безопасности?

– Совершенно верно. Ведь главный девиз железнодорожного транспорта: безопасность – прежде всего!

Однако соблюдается ли эта аксиома во всех депо? Этот вопрос мы адресовали председателю дорожной профорганизации Приднепровской железной дороги Александру Букрееву, к слову, бывшему машинисту.

– Система безопасности движения, действующая в Криворожском локомотивном депо – присуща не только данному структурному подразделению нашей дороги, а всем локомотивным депо Приднепровской и Укрзализныци в целом. Ведь она зиждется на требованиях Правил технической эксплуатации железных дорог, приказов, распоряжений и указаний руководства Укрзализныци. Поэтому находившиеся в кабине электровоза локомотивщики проявили профессионализм высшего класса, что подтверждает, прежде всего, факт исполнения служебных обязанностей непосредственно до момента столкновения с автобусом. В считанные секунды при скорости 75 км/час на расстоянии чуть более 80 метров до начавшего движения автобуса локомотивная бригада приняла единственно правильное решение – применила экстренное торможение, непрерывно подавая песок под колесные пары. Они не покинули кабину локомотива до его полной остановки, делая все возможное для спасения людей. А это, согласитесь, кроме профессионализма, еще и проявление мужества и героизма.

– Содействует ли дорпрофсож поддержанию престижа профессии машиниста на высоком уровне?

– Конечно. Конкретно это проявляется в заботе об условиях труда, в уровне его оплаты, создании условий для полноценного отдыха и оздоровления в санаториях и дорожных пансионатах, максимально оперативному решению возникающих проблем производственного и социального плана.

Вот и в данном случае профсоюз не оставил без должного внимания эту локомотивную бригаду. Учитывая их состояние после такой стрессовой ситуации и необходимость прохождения реабилитационного курса лечения, президиум дорпрофсожа принял решение о бесплатном направлении локомотивной бригады в одесский санаторий «Белая акация».

– Следовательно, озвученная некоторыми СМИ версия частичной виновности в ДТП локомотивной бригады несостоятельна?

– Однозначно несостоятельна. Поскольку, полагаю, вы убедились, что на железных дорогах Украины подход к проблеме безопасности движения основополагающий, системный и комплексный. Что, собственно, и подтверждают данные служебного расследования и различных экспертиз, проведенных сотрудниками правоохранительных органов в ходе расследования этого дорожно-транспортного происшествия.

Юрий ШВАЙКО, собственный корреспондент газеты «Магістраль»
на Приднепровской железной дороге